Об уменьшении отчетности учителей

среда, апреля 24, 2019


По действующему законодательству федеральные органы власти не могут повлиять на нагрузку учителей, связанную с составлением отчётов, ответов ‎на информационные и иные запросы, не относящиеся к деятельности образовательной организации, которые делают муниципальные власти и федеральные органы исполнительной власти вне сферы образования.

В связи с многочисленными обращениями учителей о необходимости сокращения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций, этот вопрос был рассмотрен на заседании Госсовета РФ от ‎23 декабря 2015 г., по итогам которого Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было дано соответствующее поручение.
Во исполнение данного поручения Президента Министерством образования:
— проведен анализ документооборота образовательных организаций, руководителей школ и учителей;
— подготовлены и направлены в регионы: совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16.05.2016 г.‎№ НТ-664/08 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», письмо Минобрнауки ‎от 28 октября 2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
— в 2015 году внесены изменения в ФГОС соответствующих уровней образования.
И вот 29 января 2019 года на портале проектов нормативных правовых актов был
опубликован подготовленный Минпросвещения России проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)».
Законопроектом предлагается:
— часть 1 статьи 6 дополнить п. 10.1, согласно которому к полномочиям федеральных органовгосударственной власти в сфере образования будет относиться:
«определение перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— статью 8 дополнить пунктом 11.1, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования будет относиться:
«обеспечение единства практики применения муниципальными образовательными организациями и образовательными организациями субъектов Российской Федерации положений перечня документов, ‎в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В Пояснительной записке к этому законопроекту отмечается следующее:
— основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
— программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование;
— авторские программы учебных предметов, разработанные ‎в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение ‎о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации;
— участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям;
— учитель в обязательном порядке должен разрабатывать ‎и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности;
— должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации;
— при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной ‎с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы;
— в сфере образования одной из услуг является предоставление информации ‎о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.
‎ «Таким образом,- говорится в пояснительной записке к законопроекту, — учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочные планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник). Все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации».
Законопроект внесен на общественное и экспертное обсуждение.
Кто-то из великих сказал, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
Будем надеяться, что предложенный законопроект коренным образом изменит положение дел, и учителей, и школы, действительно, избавят от бумаготворчества.
«Педагогу необходимо располагать временем для развития своих навыков, совершенствования программ, и администрации школ должны высвобождать ему это время, создать все условия для профессионального роста»,— считает Министр просвещения О.Ю.Васильева.

ПЕРЕЙТИ К ГОЛОСОВАНИЮ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ :

https://www.aashevchenko.ru/p/golosovanie.html




Другие интересные статьи

0 коммент.