Принимать работающие законы

среда, октября 02, 2019


Андрей Шевченко: «Наша задача – принимать работающие законы для реальной жизни»

Депутаты и сенаторы возвращаются с каникул. В преддверии осенней сессии парламента корреспондент «Парламентской газеты» встретился с первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андреем Шевченко. Предлагаем вниманию читателей самые интересные фрагменты большого разговора. 

- Андрей Анатольевич, в этом году у Вас примечательный личный юбилей – 20 лет в политике. Больше половины этого срока Вы работаете в органах власти на профессиональной основе. Не жалеете, что пошли по этому пути? 

- О сожалении не может быть и речи. Наоборот, мне посчастливилось пройти путь от депутата Оренбургского городского Совета до верхней палаты Федерального Собрания. Это уникальный опыт, которым я очень дорожу, где-то даже горжусь. Думаю, что если бы не было какой-то ступени на этой лестнице, взойти на высший уровень законотворческой работы вряд ли удалось бы.

- Есть какие-то основы в Вашей работе, которые с годами не изменились?

- В первую очередь, это общение с избирателями, с простыми людьми. Когда в 1999 году я впервые избирался депутатом, весь свой округ прошёл вдоль и поперёк. Разговаривал с жителями во дворах, останавливал на улице… 

Не было цели «засветиться» и понравиться. Не было никакого политического и агитационного опыта. Мне действительно хотелось понимать, чем живёт народ, какие здесь и сейчас главные проблемы, что я должен сделать для людей как депутат. 

Точно так же я живу и работаю сегодня. Не только в Сенате заседаю, но и езжу по территориям, чаще всего бываю в сельских районах. Это позволяет узнавать обо всём из первых уст. 

- Сейчас это называют «обратной связью»…

- Получать прямой отклик сегодня можно по множеству коммуникационных каналов. С повсеместным проникновением Интернета это вообще не проблема. Но ничто не заменит живого общения. В личных беседах люди охотнее раскрываются, говорят искренне, от сердца. Иногда даже слишком эмоционально, однако это та самая живинка, которой не хватает нам в очень технологичной современной жизни.

- А что Вы чаще всего слышите? Наверное, жалобы и просьбы…

- Знаете, совсем нет. Народ у нас вообще не привык жаловаться. Большинство готово само решать свои вопросы. Но зачастую не хватает ресурсов и инструментов, или навыков их применения. Обращаются с предложениями о совершенствовании правовых механизмов, о перераспределении средств на приоритетные дела… Я внимательно отношусь к таким обращениям, ведь людям на местах самим виднее, что нужно сделать в первую очередь. 

- Сельские депутаты, Ваши коллеги, взаимодействуют с Вами или побаиваются идти напрямую к сенатору? 

- Со всеми работаю на равных, поэтому контактов много. Сельский депутат, городской или областной – какая разница?! У всех одна миссия – представлять и отстаивать интересы своих избирателей. И тут ни статусы, ни личности не имеют значения. Назвался депутатом – иди работай на своё село или регион. 

- То есть вот так легко можно зайти с любой инициативой? 

- С любой – нет. Со здравой – пожалуйста. Есть отработанный порядок прохождения законодательных инициатив от разработки до принятия. Если идея достойная, если она затрагивает судьбы тысяч, миллионов людей по всей стране, направлена на улучшение качества жизни или повышение эффективности каких-то процессов, то она обязательно пройдёт. 

В нашем комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера аккумулируется информация со всей страны. Мы много работаем в регионах, поэтому знаем о типичных, общих проблемах. В связи с этим дельные законотворческие решения принимать гораздо проще. 

- Говорят, местные депутаты и главы не всегда достаточно компетентны, чтобы применять на практике, казалось бы, отличный закон. Так ли это на самом деле?

- Во-первых, я скажу, что местное самоуправление – самый напряжённый участок работы среди всех органов власти. Там люди работают в большинстве своём за идею и над решением конкретной практической задачи. 

Например, в сёлах Оренбургской области нет ни одного депутата, который работал бы на постоянной профессиональной основе, за зарплату из бюджета. Это просто общественно-полезная нагрузка, но её берут на себя с готовностью и ответственностью. 

Я очень признателен нашим коллегам в муниципалитетах. Пусть не везде и не сразу всё идёт гладко. Но мы всегда готовы помочь, подсказать. Поэтому часто и бываем на местах. 

Что касается подготовки, то у депутатов местного самоуправления есть огромное преимущество перед любым сенатором с пятью высшими образованиями – они знают каждый сантиметр своей территории и все её проблемы изнутри. 

Как правило, это рачительные хозяева, действующие фермеры или, например, сельские учителя, врачи. Это местная элита, настоящие лидеры, уважаемые (и по заслугам!) люди. На них держится всё российское село в широком смысле. То, что они должны и могут делать, - достойно делают. 

В городах уровень депутатов очень высокий. Так было всегда. Но проблем и здесь хватает.

На счёт глав муниципальных образований – разговор особый. Сегодня основное квалификационное требование – эффективность. Руководители приходят из разных сфер. У всех есть опыт другой работы, и его переносят в государственное и муниципальное управление. 

Методы достижения целей, технологии, управленческие подходы – всё индивидуально. Главное – результат. Его качество является главным критерием профпригодности, профессионализма. 

И, кстати, переход на государственном уровне к проектному управлению является отличным универсальными примером управления не процессами, а результатами. 

Сегодня у нас практически нет проблем с ресурсами и методиками. Но есть трудности с управленческой эффективностью, особенно в малых городах и на селе. Все должны учиться, развиваться, если хотят работать дальше. 

- И последнее, о чем хотелось спросить: а зачем вообще идут в депутаты? 

- Не могу отвечать за других – у каждого своя мотивация. Мне вот в своё время хотелось принести пользу своему предприятию, коллективу и району, где располагался мой завод. Не скрою: лоббировал в горсовете свою отрасль – химпром, выбивал деньги на благоустройство микрорайона, где жили работники завода, и так далее. Потом появилось желание расти, работать на новом уровне компетенций. Если хотите – вошёл в азарт. И так всё дальше и дальше. А сейчас превыше всего – интересы моего региона. Теперь это уже профессия и образ жизни. 

- То есть человек Вы увлечённый.

- Иначе ничего не получится. Категория интереса – важнейшая. Если ты не горишь, не надрываешься, не стараешься прыгнуть выше головы, то никогда не вырастешь. Я не верю в чудесные истории пресловутого успеха. Только терпение и труд дают отдачу. Другие рецепты не действуют.

- Со дня на день начинается осенняя сессия Совета Федерации. Готовы к началу работы?


- Да, 25 сентября первое пленарное заседание. Я и мои коллеги из других регионов давно вышли из отпусков и работали в своих территориях. У меня много впечатлений от поездок по Оренбуржью, есть целый ряд идей и предложений от земляков. Хочу поделиться ими с другими сенаторами. Для этого мы и проводим много времени «в полях», чтобы принимать работающие, адресные и эффективные законы для людей и для жизни. Уверен, что осенняя сессия будет в Сенате и Государственной Думе горячей порой.

Другие интересные статьи

0 коммент.